Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛОВАТЬСЯ?

Обычно к нам поступают жалобы с судов действующего флота. Люди обращаются с вопросами, мол, разъясните, кто прав в данном споре; жалуются на несвоевременную замену, питание, снабжение и, конечно, зарплату-недоплату.

При этом у нас много времени уходит просто на то, чтобы понять, какие условия индивидуального трудового контракта применяются в данном случае, и какая общая юрисдикция действует на борту.

Потому что обычно жалобный запрос выглядит так: «Пока не готов сказать, как меня зовут, свою должность, название судна, компанию и район плавания. Просто ответьте, как поступать в таком-то случае...»

Всё это напоминает «Каникулы в Простоквашино», где почтальон Печкин приносил посылку, заранее предупреждая, что он её никому не отдаст.  Ну так и сидел бы тогда Печкин со своей посылкой на известном месте, чего время-то отнимать?

Вот с целью экономии вашего, братья, и нашего времени советуем нижеследующее.

  1. Можете не называть свои персональные данные, однако название судна и IMO жизненно необходимы. По этим координатам мы пробиваем юрисдикцию трудового права на борту, тип коллективного договора МФТ и, значит, условия труда и оплаты, права и обязанности.
     
  2. Если же судно не покрыто коллективным договором МФТ (кстати, от одной трети до половины жалобщиков понятия не имеют, так это или нет), тогда будьте готовы прислать отсканированную копию трудового договора.

    Персональные данные можете либо забелить, либо зачернить.

    Вот и все наши пожелания к плавсоставу.
  1. В случае обращения с жалобой родственников, чаще всего жён, а иногда, и, увы, вдов моряков...  Стандартный запрос здесь выглядит так: «Муж получил травму (исчез с борта, умер в рейсе), где получить страховку? Название судна не знаю, компания, вроде иностранная, флаг ихний, контракта в глаза не видела, работал где-то за рубежом».

    Увы и ах, но это что в случае с рядовыми, что с капитанами или другим старшим командным составом, сплошь и рядом происходит – впечатление, что рядом с родственниками длительное время сожительствует человек-невидимка, от которого ни следов, ни документов не остаётся.

    От моряка же в данном печальном случае должен остаться дома хотя бы контракт. И это жёсткое и категоричное требование как международного, так и отечественного права. В контракте будет хотя бы название судна и IMO, исходя из которых можно будет понять права родственников и обязанности судовладельца.

    Что же касается «страховки» или компенсации по утрате родственника, почему-то, по мнению других родственников, непременно и безусловно полагающихся к выплате, то это отдельная песня.

    В ближайшее время мы подготовим статью на тему разъяснения этого мифического понятия, «страховка по смерти моряка». 

    Вадим Мамонтов

11.01.2018