Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ

На днях технические инспекторы РПСМ в порту Калининград: Людмила Измалкова и Пётр Дзендзелюк, посетили очень интересное судно, ненадолго зашедшее в Рыбный порт. 

В первую очередь, интерес был вызван непривычным типом судна, по сравнению с рутинными инспекциями балкеров и танкеров. 

TOPAZ COMMANDER (IMO 9194294) - это оффшорное судно, по типу - судно обеспечения нефтяных платформ. 
Второй момент - это "удобный" флаг Маршалловых Островов, абсолютно интернациональный экипаж и судовладелец из Дубая. 

А в судовой роли можно увидеть моряков из России, Украины, Польши, Хорватии, Азербайджана, Индии и Филиппин. 

В ходе проверки выяснилось, что моряки очень рады своей работе. Зарплата матроса переваливает за две с половиной тысячи зелёных, а у боцмана - за три. 

У судна всё время имеются рабочие заказы, зарплата вовремя, моряки сыты и одеты, контракты три (плюс-минус один) месяца, 
да и сам пароход в хорошей форме

На этом, пожалуй, весь позитив и заканчивается. 

Лично для меня, процесс трудовых отношений на этом судне напоминает сюжет прекрасного фильма "Голограмма для короля", там ещё Том Хэнкс снимается. 
Например, трудовые договоры или контракты составлены нестандартно: заработная плата указана не за месяц, как обычно, а за один день. 
"Вроде бы, ни чего такого? Там за месяц, а тут за день, какая разница? " - думают моряки. 

Однако, разница есть и ещё какая... Но об этом чуть позже. 

Со слов моряков, судно покрыто каким-то коллективным договором, конечно же к МФТ(ITF) этот колдоговор не имеет никакого отношения. Более того, никто из членов экипажа его никогда не видел. 

Но, как сказал старпом, "беспокоится нечего, у нас всё по MLC 2006 и зарплаты "айтиэфовские". На вопрос : "Что он имеет в виду под "айтиэфовские"?", старпом ответить затруднился. 

У всех членов команды фиксированный овертайм и двенадцатичасовой рабочий день без выходных. Нет-нет, я не оговорился: 360 часов в месяц, а потом опять сразу 360 часов и опять, и опять. 

В соответствии со Стандартом А2.3 MLC 2006, должен быть минимум один выходной день в неделю. Также максимальная продолжительность рабочего времени в течение любого периода в 7 дней не должна превышать 72 часа. 

А у этих ребят 84 часа работы каждую неделю! 

Старпом - ты не прав... 

Если бы договоры были с указанием месячной зарплаты, овертайм был не фиксированный, а гарантированный, отдельно прописанные составляющие заработной платы, то моряки бы увидели, как много они перерабатывают и сколько на них экономят. Получается, что у них по 200 часов переработки в месяц. Даже если взять 103 часа гарантированного овертайма, как это чаще всего в договорах МФТ, то у моряков было бы 97 часов экстраовертайма. А это почти вторая зарплата. 

Со слов членов экипажа, бывало, что перед заходом судна в продвинутый европейский порт боссы всем резко поднимали зарплату. Зачем? 
Да чтобы солидарные докеры и лоцманы не забанили пароходик. 
После же выхода из таких портов, зарплата снова опускалась. 

Нам также удалось выяснить о компенсациях. 
Компенсация прописана только одна - за смерть. У рейтингов - 50 000 USD, а у офицеров - 100 000 USD. 

Напомним, что в колдоговорах МФТ виды компенсаций очень подробно расписаны, например, при 100% потере трудоспособности клуб страхования судовладельцев выплатит пострадавшему рейтингу около 105 000 USD, младшему офицеру - 140 000 USD, а члену высшего командного состава - 180 000 USD. 
Сами видите: экономия налицо.

В данный момент судно бежит в Роттердам, где его приедут смотреть будущие заказчики. И если всё сложится, то пароход отправиться на работу в Африку, при этом будущий район деятельности является опасным - "High risk area". 

Дадут ли списаться морякам, не желающим рисковать своей жизнью, или, может, доплатят за такой риск? Большой вопрос, ответ на который, лично для меня, очевиден. 

Конечно, мы с такой позицией дубайского работодателя мириться не станем. 

Вслед за судном полетит письмо нашему другу - ITF-Инспектору продвинутого европейского порта Роттердама.
А в компанию «Topaz Energy & Marine» уже направлен соответствующий нотис. 

Пётр Дзендзелюк, 

Начальник юридического отдела КРО РПСМ.

09.11.2018